Ранее российский рынок покинули и другие розничные сети. Например, на прошлой неделе стало известно об уходе финской компании Stockmann. Семь ее универмагов будут проданы собственнику франшизы британской сети Debenhams за 5 млн евро, сделку предполагается закрыть до конца января 2016 года.
Среди покинувших ранее Россию одежных брендов также немецкая марка Gerry Weber, британская River Island, итальянская OVS, куда входят такие бренды, как Mango, Missoni, Calvin Klein Jeans и другие. Ушли также компания Esprit, принадлежащая американской Maratex, британская New Look и испанская Desigual.
Среди компаний потребительского сектора Россию покидают не только ритейлеры одежды, но и игроки из других сегментов. Например, ранее из страны ушла сеть американских ресторанов Wendy's, польская сеть товаров для дома Home&You, итальянская сеть парфюмерии и косметики Flormar.
По подсчетам аналитиков Knight Frank, за 2014-2015-ые годы российский рынок покинули 56 торговых сетей, более половины из них – иностранного происхождения. С чем связана такая ситуация? По мнению опрошенных агентством "Прайм" экспертов, она имеет чисто экономическую подоплеку – никакой политики или осознания бесперспективности присутствия в России в действиях зарубежных компаний не прослеживается.
Все дело в том, что сейчас в нашей стране развивается полноценный экономический кризис, констатирует аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. По предварительным данным Росстата, ВВП в 3-м квартале 2015 года упал на 4,1% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. За тот же период инфляция составила 15,6%. Вполне логично, что на этом фоне среднемесячная реальная начисленная заработная плата в январе-октябре 2015 года сократилась на 9,3% по сравнению с тем же периодом 2014 года.
Падение доходов населения закономерно привело к снижению спроса и мощному спаду в российской розничной торговле. Несмотря на внушительный рост цен из-за инфляции, её оборот в январе-сентябре нынешнего года рухнул на 8,5%, - напомнил он.
При этом расчёты приведены в рублях, а в валюте розничная торговля потеряла значительно больше. Всё это сделало убыточным бизнес иностранных торговых сетей и, как мы видим, они стали покидать Россию, рассуждает эксперт.
С тем, что бренды ощущают негативный эффект от спада экономики согласен и советник по макроэкономике гендиректора "Открытие Брокер" Сергей Хестанов. При этом, по его мнению, нынешний спад не столь значительный, как было во время кризиса 2008-2009 годов. Однако эксперт не видит особой трагедии в уходе брендов из России.
Это вовсе не значит, что их продукт тоже уйдет, и мы его больше не увидим. Просто содержать фирменный магазин любому бизнесу выгодно лишь при достижении определенного порога прибыли. Для каждой компании этот порог свой, он продиктован самыми различными факторами, - отметил он.
Как только прибыль снижается – а именно так сейчас и происходит – компания сворачивает свое официальное присутствие в стране и начинает реализовывать свой товар через серых дилеров. Таким образом, полюбившиеся нам одежда, напитки, автомобили и другие товары будут доступны в неофициальных магазинах.
Для покупателя это имеет свои плюсы - поскольку затраты на содержание торговой точки у неофициалов меньше, то и цену они могут выставлять ниже. Более того, неофициальные точки продаж существуют и у дилеров, официально представленных в РФ, например, у Apple, и многие клиенты предпочитают именно их, - считает Сергей Хестанов.
Эксперты сходятся во мнении, что российский потребительский рынок вернёт привлекательность в глазах иностранных ритейлеров лишь при возобновлении устойчивого потребительского спроса.
В последние несколько месяцев, наша экономика перешла из стадии мощного падения в стадию вялой стагнации. Некоторые страны Восточной Европы, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии находятся в таком состоянии десятилетия. Сложно сказать, как будет дальше развиваться ситуация в России, так как кроме мировых цен на нефть, это зависит и от политических решений. Пока же иностранные торговые сети, на всякий случай, сворачивают свою деятельность, - полагает Дмитрий Лукашов.
В свою очередь, Сергей Хестанов напомнил, что такое уже происходило не раз – как только объем продаж товаров у неофициальных дилеров какое-то время устойчиво держался выше определенного уровня, бренд возвращался. За рубежом это тоже обычная практика. Бизнес интересуют только деньги – как только экономика России перейдет к устойчивому росту и прибыли от продаж на "сером" рынке вырастут, бренды вновь придут в Россию.